РАЗДЕЛЫ:         
 

Игры в ассоциации?


Игры в ассоциации?

Предпринимательские объединения в развитых странах мира традиционно занимают важное положение в системе управления экономикой государств, их роль и значение постоянно возрастают. Не является исключением и Россия, где за последние годы также создано большое количество предпринимательских объединений или, как их еще называют, бизнес-объединений для защиты интересов своих отраслей экономики, в том числе и в сфере игорного бизнеса. Однако отсутствие необходимых традиций, нормативной базы, разобщенность предприятий игорного бизнеса не позволяет в полной мере раскрыть потенциально высокие возможности некоммерческих бизнес-объединений, что хорошо видно на примере деятельности столичных ассоциаций РАРИБ, АДИБ и РАМИ. Каждая ассоциация считает себя главной и пытается проводить самостоятельную политику, рассматривая другие структуры в качестве конкурентов. При таком подходе вполне естественно, что органы государственной и местной власти, да и другие предприниматели не воспринимают всерьез игорный бизнес, считая его исключительно полулегальной деятельностью. Все наиболее существенные решения в игорном бизнесе по регионам и России в целом проводились без участия представителей
игорного бизнеса. Примеров тому вполне достаточно. Достижение цели формирования долгосрочного, устойчивого и прозрачного механизма взаимодействия бизнеса и власти возможно только на основе выработки единой позиции государства и бизнес-объединений участников игорного рынка. Данную позицию можно выразить исключительно представлением и защитой интересов членов бизнес-объединений, а также формированием цивилизованных путей лоббирования интересов игорного сообщества в федеральных и региональных органах государственной власти. Борясь за улучшение условий ведения бизнеса своих членов, эти бизнес-объединения выступают и в роли "адвоката" интересов игорного сообщества в целом. Так что на самом деле подразумевается под представлением и защитой интересов членов бизнес-объединений? Ответ на этот вопрос заключается во влиянии предпринимательского объединения на следующие факторы:
— изменение соотношения сил на рынке;
— принятие решений органами власти;
— выдвижение на первый план вопросов и задач, насущных для данного игрового сообщества;
— создание более широких возможностей для развития бизнеса;
— вовлечение в процесс воздействия на принятие решений тех, кто ранее не имел возможности заявить о своих проблемах, не мог продуктивно использовать свои права.
Результатом успешно проведенной деятельности по представлению и защите интересов становятся конкретные политические и/или экономические изменения (в том числе изменения и в процессе принятия решений), а также регулярное участие в процессе принятия решений самого игрового сообщества посредством работы бизнес-объединений.
К сожалению, на сегодняшний день общероссийские и региональные бизнес-объединения в формах ассоциаций, союзов и некоммерческих партнерств пока еще мало влияют на проводимую государством экономическую политику в сфере игорного бизнеса, т.к. существующие бизнес-объединения не характеризуют-
ся силой, способностью приспосабливаться к изменениям, четкой сегментацией интересов, тенденцией к индивидуальному авторитету и децентрализованным управлением. Чтобы разобраться в причинах своих неудач, руководителям бизнес-объединений необходимо прежде всего, ответить самим себе на следующие вопросы:
•На основании каких полномочий действует наша организация?
• Насколько она известна игорному сообществу и властям?
• Кто оказывает доверие нашей организации?
• Какова надежность и точность предоставляемой организацией информации?
• Как соблюдается отчетность руководящих органов организации?
• На какие конкретные властные структуры может опираться наша организация?
• Определен ли объект(ы) лоббирования, то есть те структуры, на которые будет оказываться соответствующее влияние в интересах достижения целей организации?
Бизнес-объединения должны быть эффективным инструментом лоббирования и должны с успехом представлять интересы не только крупного бизнеса, но и субъектов малого и среднего предпринимательства, выступая посредниками в диалоге между бизнесом и властью. Анализ деятельности наиболее успешных бизнес-объединений других отраслей экономики показывает, что залогом успеха работы некоммерческой организации становится следование нижеизложенным принципам:
• Прозрачность деятельности организации.
• Организация дает своим членам реальную надежду на изменение ситуации. Источником такой надежды должны быть лидеры организаций.
•Обмен знаниями и опытом между членами организации.
• Проявление уважения к каждому члену организации.
• Постоянный анализ и осмысление своей работы.
• Прагматизм целей и задач организации.
К сожалению, на сегодняшний день предпринимательские объединения, в том числе и в сфере игорного бизнеса, пока еще мало влияют на проводимую госуда-
рством экономическую политику, что обосновывается не только субъктивными факторами, но и объективными причинами.

Во-первых, действующим российским законодательством (законы "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", Гражданский кодекс) бизнес-объединениям не предоставлен какой-либо особый юридический статус. Это приводит к тому, что объединения предпринимателей существуют в самых разных организационно-правовых формах, начиная от общественных организаций и заканчивая чисто коммерческими структурами, которые используют в названиях такие слова как "союз", "Ассоциация" и т.п.

Во-вторых, следует признать, что государственная власть в России не воспринимает всерьез мнение любых бизнес-объединений. Это также связано с отсутствием соответствующих законодательных норм, а также с привычкой российских чиновников руководствоваться исключительно мнением вышестоящего руководства.

В-третьих, это отсутствие какой-либо корпоративной культуры у самих предпринимателей. Принцип "моя хата с краю" остается основным не только у предпринимателей-одиночек, но и у членов бизнес-объединений. Их участие в союзах или ассоциациях основывается исключительно на ожидании распределения организацией каких-либо благ или дорогостоящих заказов. Этим их участие в деятельности объединения и заканчивается. К этой особенности можно отнести и патологическое нежелание большей части членов некоммерческих организаций платить членские взносы.

По данным Минэкономразвития до издания Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" только функции госконтроля и надзора исполняли 43 федеральных министерства и ведомства, обладающие 65 проверяющими организациями. В 55 из них трудились 1.056.000 человек. Данные цифры приведены без учета региональных контролирующих органов.

В-четвертых, некоммерческие организации весьма слабы с финансовой точки зрения. Большинство организаций не в состоянии привлечь квалифицированных специалистов для проработки вопросов, необходимых не только для отрасли, но и для самой внутренней деятельности организации, не говоря уже о проведении эффективной лоббистской и PR-деятельности.

В-пятых, особенностью большей части бизнес-объединений игорной сферы является сильная зависимость от монополистических структур. В результате вместо практической работы по поддержке предприятий такое объединение начинает выполнять только конкретные политические и экономические задачи. К сожалению, независимые бизнес-объединения менее влиятельны, чем такие группы, и не в последнюю очередь — по причине ресурсного обеспечения. В последнее время крупный бизнес уделяет пристальное внимание бизнес-объединениям и пытается поставить их деятельность исключительно под свой личный контроль. Это может привести к созданию системы, при которой крупный бизнес приобретает эксклюзивное право представлять в органах государственной власти все проблемы игорного бизнеса. Данная ситуация может также полностью дискредитировать в будущем деятельность некоммерческих бизнес-объединений в целом.

Все вышесказанное приводит к тому, что многие бизнес-объединения не способны в полной мере выполнять уставные цели и задачи по защите интересов своих членов. Предприниматели не видят особого смысла в работе таких организаций и пытаются решать свои проблемы самостоятельно.

В целях ограничения воздействия объективных и субъективных факторов, влияющих на деятельность бизнес-объединений, можно порекомендовать общие правила деятельности бизнес-объединений, которые можно кратко сформулировать следующим образом:
• беречь репутацию своей организации, соблюдая точность информации, независимость, объективность, подотчетность членам организации;
• эффективно работать как с отдельными людьми, так и с властными и политическими структурами (если для достижения целей необходимо соответствующее общественное мнение — работать с общественным мнением);
• использовать "сотруднический" подход;
• не вступать в личные перепалки;
• анализировать содержание и стратегию кампании по реализации уставных целей;
• не выходить за рамки компетенции своей организации.

В разных странах мира деятельность и методы работы бизнес-объединений отличаются друг от друга. В первую очередь, это зависит от существующего экономического фундамента. В странах с централизованной плановой экономикой и государственным контролем бизнес-объединения выполняют общественные функции и не принимают участия в программах по увеличению количества рабочих мест в частном секторе экономики. В странах же, экономика которых основана на рыночных отношениях, бизнес-объединения играют важную роль не только в формировании инвестиций и в процессе принятия решений, касающихся свободного предпринимательства, но и в решении других вопросов общественной политики, затрагивающих интересы бизнеса. Особое значение для экономического роста, развития профессиональной этики, статистики и информационного обеспечения стал играть в странах с рыночной экономикой процесс саморегулирования.

В условиях рыночной экономики федеральное и региональное руководство любого уровня может либо помогать, либо мешать развитию бизнеса. Например, высокий налог на игорный бизнес препятствует развитию бизнеса, поглощая инвестируемый капитал и замедляя процесс создания новых рабочих мест. Коррупция чиновников и административные барьеры препятствуют использованию бизнесом тех возможностей, которые возникают на рынке. По данным Минэкономразвития до издания Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" только функции госконтроля и надзора исполняли 43 федеральных министерства и ведомства, обладающие 65 проверяющими организациями. В 55 из них трудились 1.056.000 человек. Данные цифры приведены без учета региональных контролирующих органов. Опыт экономически развитых стран доказывает, что централизованные административные системы отраслевого управления могут быть с успехом заменены механизмами саморегулирования, т.е. координации интересов отдельных предприятий или групп предприятий в рамках создаваемых ими некоммерческих организаций профессиональных участников данного сектора рынка, решающих общие проблемы развития отрасли и защищающих их единые интересы.
В Государственной Думе не первый год рассматривается законопроект о саморегулируемых организациях, который направлен на реализацию единой государственной экономической политики по защите интересов субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, усилению их ответственности перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников саморегулируемых организаций.

В настоящее время в российском законодательстве уже закреплены некоторые отдельные права и обязанности саморегулируемых организаций, но в основном относящиеся к организациям рынка финансовых услуг, аудита и арбитражного управления. В связи с развитием института саморегулирования наблюдается желание все большего числа хозяйствующих субъектов использовать преимущества, которыми наделены саморегулируемые организации. При этом совершенствование законодательства о саморегулировании должно придать процессу объединения организаций в рамках бизнес-объединений дополнительный стимул.

В указанном законопроекте основной декларируемой целью является перераспределение в пользу саморегулируемых организаций полномочий федеральных органов исполнительной власти по регулированию и контролю предпринимательской и профессиональной деятельности участников саморегулируемых организаций. Однако в тексте законопроекта не конкретизированы какие-либо рамки осуществления контрольных функций и административного воздействия указанных органов на участников вышеназванных организаций. В связи с этим на участников саморегулируемых организаций может параллельно оказываться полномасштабное регулирующее и контролирующее воздействие как со стороны саморегулируемых организаций, так и со стороны самих государственных органов, к полномочиям которых отнесено проведение государственной политики в сфере соответствующей предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Следует обратить внимание, что вопрос саморегулирования затрагивался и в статье 17 проекта федерального закона "О деятельности игорных заведений", в котором указывалось, что "саморегулируемая организация может быть создана игорными заведениями для обеспечения их деятельности, соблюдения требований и условий осуществления азартных игр и пари на территории Российской Федерации, а также защиты интересов игорных заведений и игроков".
Кто будет создавать новую структуру управления в перспективе принятия ФЗ РФ "О саморегулируемых организациях"? Очевидно, что делать это должны сами предприниматели посредством участия в работе бизнес-объединений, если они хотят, чтобы с ними считались не только коллеги по бизнесу, но и властные структуры. К сожалению, пока большинство руководителей игорных заведений в полной мере не только не осознают, но и просто даже не знают об актуальности вопросов саморегулирования и о роли бизнес-объединений, являющихся одним из наиболее реальных способов влияния на принимаемые решения с целью создания благоприятных условий для развития бизнеса.

Оганезов Н.Р. Директор РАДИБ по ЮФО,
Председатель комитета ТПП РО по предпринимательству в сфере игорного бизнеса, кандидат философских наук

 
Компания |  Продукция |  Цены |  Сервис |  Партнерам |  Контакты
Игры и игровые платы для игровых автоматов |  Игровая система Джекпот |  Система OBSERVER+ |  Системы видеонаблюдения |  Табло "Бегущая строка" |  Разработка игр |  Обои для рабочего стола

   тел. +7(4872) 35-13-40   E-mail:

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru    ©2005-20013 SolGames
Разработка сайта SolWeb